Создавая хаос, 1942 год
На этом снимке только что построенные стеклянные носы нескольких десятков бомбардировщиков A-20 «Havoc» мерцают под светом заводских ламп на заводе компании Douglas Aircraft Company в Лонг-Бич, штат Калифорния.
Снимок был сделан в октябре 1942 года Альфредом Палмером, фотографом Управления военной информации США (OWI), пропагандистского агентства, которое координировало все новости, получаемые американской общественностью о войне.
Палмер специализировался на съемке американской военной техники, а компания Douglas Aircraft Company была поистине одним из мощных центров военного производства во время войны. Ее огромная рабочая сила из 160 000 мужчин и женщин произвела около 30 000 самолетов в период с 1942 по 1945 год.
Строительство A-20, получившего у Douglas обозначение DB-7, началось в конце 1930-х годов по заказу французского правительства на 100 самолетов. До капитуляции Франции летом 1940 года было поставлено только 64 самолета. Примерно с этого же времени самолет стал поступать на вооружение Королевских ВВС под именем «Бостон», в соответствии с традицией RAF называть самолеты в честь городов.
A-20 был быстро признан универсальной машиной, и его производство значительно увеличилось после вступления Америки в войну. В ВВС США он получил название » Havoc » (Хаос) за свою способность наносить широкомасштабные разрушения при воздушных атаках на малой высоте.
Бомбардировщики были настолько надежны, что выполняли самые разнообразные задания для всех основных воздушных сил союзников на всех театрах военных действий. Помимо службы во время падения Франции и последующего вторжения в Нормандию, A-20 принимали активное участие в боевых действиях в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Советском Союзе и Японии. Официальная история американских военно-воздушных сил считает A-20 одним из главных факторов, повлиявших на исход Тихоокеанской войны.
Помимо Douglas Aircraft Company, производством «Хэвоков» впоследствии занялась компания Boeing. Более поздние варианты, такие как A-20G (выпущенный в большем количестве, чем любая другая модель), заменили стеклянные носы, показанные здесь, на более прочную металлическую переднюю часть. В конечном итоге за годы войны было построено почти 7500 самолетов A-20, хотя до наших дней сохранилось относительно немного.
Наряду с A-20 компания Douglas выпустила множество других знаковых военных самолетов, включая пикирующий бомбардировщик SBD Dauntless и, в рамках консорциума с Boeing, могучий B-17 Flying Fortress.